Вторник, 21.11.2017, 01:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Марки-почтой
___интернет-магазин___
 _____shop@stamppost.ru_____
Главная Каталог статейРегистрацияВход Форум Аукцион ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН
Меню сайта
Категории раздела
Основы филателии [9]
Общие вопросы по филателии
Листая старые журналы [18]
Интересные статьи из периодических изданий
Великие мира сего [3]
Статьи об известных личностях
Праздники и события [4]
Статьи о различных праздниках и знаменательных событиях
КОНКУРС!!! [4]
Конкурс на лучшую статью
Фантастические и спекулятивные выпуски [4]
Фантастические и спекулятивные выпуски знаков почтовой оплаты
Внимание! Фальсификат! [1]
В данном разделе публикуются статьи о фальшивых почтовых марках
Наши друзья
46 с хвостиком
ФИЛАТЕЛИЯ
Создай свой бизнес
Новые поступления
3127. 1964...
15.00руб.
3590. 1967...
20.00руб.
3681. 1968...
15.00руб.
3703. 1968...
25.00руб.
3944. 1970...
15.00руб.
Статистика

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Онлайн всего: 7
Гостей: 4
Пользователей: 3
CruzTagO, HjalteCit, KarmokBilk




Главная » Статьи » Листая старые журналы

Вдоль по дороге столбовой.
Первоначально у дорог, по которым проходила скорая гоньба, не было специального названия. Могли написать «почтовый путь» или «большая проезжая дорога», как это было, например, при организации в 1693 году почты из Москвы в Архангельск.
12 февраля1700 года последовал указ о создании регулярной гоньбы между Москвой и Воронежем. В нем впервые в русских официальных документах почтовую дорогу назвали «трактом» (от латинского «трактус» - буквально: волочение, течение). Слово – прародитель, точно отразило характер старинной почтовой дороги - бесконечная, однообразная.
Сначала трактом в России считалась любая проезжая дорога. В XIX веке этим термином обозначали только почтовый путь с интенсивным движением. По обочинам трактов стояли «верстовые столбы». По смыслу названия они должны были находиться через каждую версту.
Свою родословную придорожные знаки ведут из глубокой древности. Сохранились сведения об измерениях дорог в Ассирии, Египте, Персии, Древнем Риме. Два тысячелетия назад в Греции расстояние на дорогах определялось в шагах «дневных гонцов». Количество шагов указывалось на путевых столбах.
В России первое упоминание о столбах вдоль дороги относится к 1589 году, когда «Судебник» царя Федора Иоанновича определил правила устройства ямских трактов. Землевладельцам указывалось ставить по дорогам «вехи до тех мест чья земля имеет». Если хозяин забывал своевременно поставить столбы, починить мосты и гати, а с едущим происходило какое-нибудь несчастье, то с виновного взыскивали весь убыток. В середине XVII века в селе Коломенском под Москвой был построен летний царский дворец, а на дороге от Калужской заставы до усадьбы установили необыкновенные по длине двухсаженные (3,91м) столбы с орлами на верхушке. От них пошло выражение «коломенская верста».
Старинные «версты» ставились неравномерно. Они определяли не столько длину тракта, сколько его направление, и находились одна в виду другой. Голландский художник Корнель де Бруин, путешествовавший в 1702 году из Москвы в Воронеж, насчитал на этом пути 552 деревянных красных столба с резным орлом и датой установки «1701 год». А было до Воронежа всего 472 версты. Не исключено, что неравномерность размещения путевых знаков была связана с изменением длины самой версты. Во второй половине XVII – начале XVIII веков ее определяли и в 500, и в 700, и в 1000 саженей, причем сама сажень колебалась от 1,95м до 2,13м.
В последнее четверти XVIII века оформление проезжих дорог поручили архитектурному советнику почтового ведомства Н. А. Львову и его ученику Адаму Менеласу. Архитекторы предложили установить по трактам каменные столбы с указанием расстояния до того или иного города. Один из указателей сохранился в Москве у бывшей Рогожской заставы (ныне - площадь Ильича). На нам написано: «От Москвы 2 версты» и дата «1783год» - год установки столба. Каменных столбов по трактам поставили сравнительно немного, менее двух десятков. Поэтому в почтмейстерской инструкции 1807 года предусматривалась установка вдоль главных дорог черно-белых столбов, тех самых, которые А. С. Пушкин назвал «версты полосатые». От них пошло неофициальное название основных трактов государства – «столбовые дороги».
На некоторых путевых вехах указывали расстояние до ближайшего почтамта или почтовой станции. Обозначать число верст на всех столбах стали только в 1873 году на железной дороге Москва – Петербург.
В 80-х годах XVIII века при реконструкции дороги между Петербургом и Москвой Н. А. Львов и его ученик разработали типовые или, как тогда говорили, «образцовые» проекты почтовых станций, мостов и даже домов для ямщиков и почтальонов. По тракту предполагалось построить 258 каменных мостов через ручьи, овраги и прочие неудобные для проезда места. Вдоль дорог посадили дубы, березы и сосны. В наши дни существует часть старинного почтового пути между городом Торжком и селом Прутня. Сейчас он называется «мягкая дорога» - тракт не был замощен. На одном из его участков сохранились остатки однопролетного моста, построенного по проекту Н. А. Львова.
Между Петербургом и Москвой в 1783 году существовали 24 почтовые станции. Для них архитекторы Львов и Менелас разработали проекты двухэтажных домов с большими дворами и теплыми вместительными конюшнями. На первом этаже станции регистрировались проезжающие, принималась корреспонденция. Здесь же спали ямщики, почтальоны и слуги. Сами путешественники ночевали в комнатах второго этажа. Часть помещений наверху занимала семья станционного смотрителя. Одно из таких зданий сохранилось в деревне Черная грязь.
 
А. Вигилев
 
(Филателия СССР № 9  1983 г.)
Категория: Листая старые журналы | Добавил: Владимир (28.10.2012)
Просмотров: 1779 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск товара
Каталог ПК с ОМ
Каталог ХМК
Каталог марок
www.megastock.ru

Free Philatelic classifieds

Stamppost.ru © 2017