Понедельник, 23.10.2017, 16:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Марки-почтой
___интернет-магазин___
 _____shop@stamppost.ru_____
Главная Каталог статейРегистрацияВход Форум Аукцион ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН
Меню сайта
Категории раздела
Основы филателии [9]
Общие вопросы по филателии
Листая старые журналы [18]
Интересные статьи из периодических изданий
Великие мира сего [3]
Статьи об известных личностях
Праздники и события [4]
Статьи о различных праздниках и знаменательных событиях
КОНКУРС!!! [4]
Конкурс на лучшую статью
Фантастические и спекулятивные выпуски [4]
Фантастические и спекулятивные выпуски знаков почтовой оплаты
Внимание! Фальсификат! [1]
В данном разделе публикуются статьи о фальшивых почтовых марках
Наши друзья
46 с хвостиком
ФИЛАТЕЛИЯ
Создай свой бизнес
Новые поступления
3127. 1964...
15.00руб.
3590. 1967...
20.00руб.
3681. 1968...
15.00руб.
3703. 1968...
25.00руб.
3944. 1970...
15.00руб.
Статистика

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
EMRaymond




Главная » Статьи » Листая старые журналы

Соки земли
Видному советскому живописцу А.М. Гарасимову принадлежат слова: «Цветы – это соки земли, бьющие через край». При некоторой литературной нарядности они все-таки согласуются с объективными эстетическими представлениями. Человеку всегда казалось, что в богатстве красок и разнообразии форм цветов проявляют себя с особой полнотой и яркостью творящие силы земли. Поэтому можно, пожалуй, считать филателистическим подарком серию «Цветы в произведениях живописи», выпущенную во второй половине 1979 года (тем более, что марки дополнены конвертами первого дня и спецгашением).
Подготовку выпуска доверили художникам И.В. Мартынову и Н.А. Черкасову, в творческом активе которых числится выполнение ряда самых ответственных поручений. Например, известная юбилейная серия почтовых марок с купонами в малых листах к столетию со дня рождения В.И. Ленина, миниатюры «Программа мира в действии», посвященные зарубежным поездкам Л.И. Брежнева в 1973 – 1974 годах. Таким образом, уже выбор мастеров свидетельствует о сложности задания.
Репродуцирование произведений живописи в почтовой серии всегда сложнее, чем создание оригинальных рисунков. То единство восприятия, которое мастер ищет в ее композиции и колористической гамме, здесь требует преодоления дополнительных трудностей.
Цветы 1Во-первых, сколько бы эстетически красиво не соотносились формы и цветовые пятна, компоновка репродукций не может быть дана с отступлениями от хронологии. Во-вторых, мастер, выдерживая для выпуска некое общее движение линии и цвета, должен следить, чтобы за этим движением не терялось изменение стиля, связанное с рождением исторически новых творческих методов. В-третьих, отбирая полотна, нужно попытаться показать коллекционеру знакомых ему живописцев с какой-то неожиданной творческой стороны, не поступаясь в то же время значением воспроизведенного произведения в их биографиях.
Мартынов и Черкасов составили первоначальный список на семьдесят оригиналов.
Для марки номиналом в 1 копейку выбор пал на И.Т. Хруцкого. Художник, живший в первой половине XIX века, выступил одним из основоположников русского натюрморта. Развитие этого жанра в обстановке развертывания в России романтических веяний, споривших с классицизмом, еще удерживавшим позиции, имело особое значение. Оно свидетельствовало, что и романтизму не суждено стать искусством будущего, ибо уже рождалась национальная реалистическая школа с ее обращением к быту.
Хрестоматийным творением Хруцкого считаются «Цветы и плоды» (1839 г.), хранящиеся в Третьяковской галерее. Именно с этой картиной связано для широкого зрителя представление о живописце. Понимая, насколько трудно не дать в серии такое полотно, Мартынов и Черкасов все-таки репродуцировали его менее известный вариант, находящийся в Русском музее.
Стремясь выделить для коллекционера основополагающее в какой-то мере значение картины Хруцкого для утверждения жанра, мастера решили выбрать для последующих трех марок произведения вертикального формата.
Цветы 2На двухкопеечной марке авторы серии воспроизвели полотно И.Н. Крамского «Флоксы» (1884 г.) из экспозиции Третьяковской галереи. Оно содержит в цветовой гамме моменты, позволяющие найти колористическую согласованность с предшествующей работой Хруцкого. С другой стороны, по мысли Мартынова и Черкасова, хорошо выполнялось последующее поступательное движение жанра. Хруцкой стоял в шеренге пионеров натюрморта, а поскольку светская культура на Руси сложилась лишь в XVIII веке, живописец обратился к западноевропейской реалистической традиции. На его работе лежит отпечаток воздействия прославленного голландского натюрморта XVII века. Неприхотливость флоксов, запечатленных Крамским, звучит непосредственностью самой жизни, полностью воцарившейся во второй половине XIX столетия в русском натюрморте.
Кроме того, Крамской, завоевавший популярность как портретист, раскрывался для коллекционера новой гранью своего таланта. Однако авторы почтовой серии преследовали еще одну творческую цель. Российские мастера-демократы, объединившиеся во главе с Крамским в Товариществе передвижных художественных выставок, культивировали сюжетную картину. Ведущая роль повествовательного начала, рассматривавшегося ими в качестве магистрального разоблачения самодержавной действительности, влекла за собой известную ограниченность в использовании колористических возможностей. Это позднее сделалось расхожим обвинением из лагеря недружественной критики. Между тем «передвижники» - и именно в лице руководителя – сами заметили свои недостатки. В середине 80-х годов Крамской начал требовать от коллег повышенной работы над живописным языком реалистического искусства. «Флоксы» были написаны в порядке этюдных упражнений в период создания картины «Неутешное горе». Об этой картине, при всей драматичности ее сюжета, связанного со смертью сына художника, автор решился сказать: «…я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме».
Цветы 3Цветы 4Третий ряд расположения марок на листе альбома Мартынов и Черкасов нашли творчески правильным формировать из произведений XX века – К.А. Коровин, «Сирень» (1915 г., номинал 5 коп.) и С.В. Герасимов, «Колокольчики» (1944 г., номинал 15 коп.), взяв оба полотна из собрания Русского музея. В сравнении с «Флоксами» Крамского здесь выступает дальнейшая колористическая раскрепощенность и в еще большей степени – передача световоздушной среды, ибо букеты даны на фоне пространства интерьера. Объединить их со вторым рядом подборки марок Мартынову и Черкасову позволило наличие в цветовой гамме холодных – фиолетовых – тонов, связывавшихся с цветами вазы на картине Крамского.
Поиски для репродуцирования живописных работ, основанных на холодной гамме, помогли авторам серии показать в необычном ракурсе такого классика натюрморта, как К.А. Коровин. Прославившим его мотивом служили букеты роз. Бархатистая глубина их насыщенного или светоностность их легкого цвета открыли ему возможность строить образ на броском декоративном эффекте. В «Сирени» же, отобранной авторами, живописец предстает как мастер изысканной цветовой гармонии. Картина как бы подтверждает, что он был едва ли не самым крупным колористом русского искусства начала XX века. Произведение С.В. Герасимова «Колокольчики» утонченностью перламутровой гаммы словно выделяет эстафету всего лучшего, переданного из прошлого советскому изобразительному искусству (особенно такое утверждение является важным по отношению к наследию непосредственно предреволюционного периода, которое долгое время недооценивалось в нашем искусствознании).
Цветы 5Последняя марка серии, репродуцирующая работу П.П. Кончаловского «Розы» (1955 г., 32 коп.), имеет горизонтальный формат. Колорит картины позволяет завершить общее постепенное высветление гаммы выпуска, начинавшейся с густых тонов произведений Хруцкого и Крамского. Элементы ее художественного образа в высшей степени отвечают своеобразному подведению итогов развития жанра в концепции, предложенной авторами почтового выпуска. Если на полотнах Коровина и Герасимова букеты уже изображались не на нейтральном фоне стены, а в пространстве интерьера, то у Кончаловского оно дополнительно расширяется за счет окна, открывающего вид на переливающуюся красками живую природу.
Начинаешь понимать, что букет в комнате не просто декоративное пятнышко, каждый раз зрительно обновляющее буднично привычный «цветовой климат» (по терминологии технической эстетики) домашнего интерьера. Цветы, введенные в повседневную бытовую обстановку человека, вызывают у него подсознательное чувство непосредственной причастности к миру природы.
«Розы» Кончаловского – находка авторов почтового выпуска во всех отношениях. Помогая логично завершить серию, картина разрушает шаблонное представление коллекционера о наиболее дававшемся живописцу мотиве сирени. К тому же полотно известно немногим даже из специалистов, ибо находится в собрании сына художника – М.П. Кончаловского.
В заключение нельзя не упомянуть изящный орнаментный рисунок: стилизованный венчик из лепестков цветка, который помещен по краям марочного листа.
Сорокаведерную бочку меда бессильна испортить ложка дегтя, выразившаяся для почтовой серии в ошибочно проставленных инициалах Хруцкого – «И.Ф.» вместо «И.Т.».


(Филателия СССР № 2    1980 г.)
Категория: Листая старые журналы | Добавил: Владимир (22.05.2011)
Просмотров: 1330 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1  
Красивые натюрморты!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск товара
Каталог ПК с ОМ
Каталог ХМК
Каталог марок
www.megastock.ru

Free Philatelic classifieds

Stamppost.ru © 2017